Понедельник, 24 сентября 2018, 09:45
Небольшая облачность
8 °C
Небольшая облачность
Подробный прогноз

Деревянное зодчество в Сибири

Традиции и навыки в области строительного дела, выработанные в Западном Зауралье, были перенесены колонистами и в Сибирь.

Содержание
Крепостное зодчество
Частное зодчество
Церковное зодчество

Крепостное зодчество

Интересную группу памятников составляют крепостные военные сооружения, возникшие при занятии Сибири русскими. Из памятников крепостного зодчества до наших дней сохранились башни и части крепостных стен немногих «острогов» в пределах Восточной Сибири. Наиболее древняя и наиболее сохранившаяся башня Братского острога (1631 год), поставленного при впадении Оки в Ангару. Стены башни срублены «в обло», т.е. без обреза концов брёвен, имеют до облама около 20 венцов и в обламе 5 венцов. Башня строена в 2 этажа; в каждом — свой (низкий) выход. Крыши в виде низкого шатра, крыты тёсом, концы которого, через тесину, обрезаны в виде копий.

Якутский острог

Якутский острог.

Крепостная проезжая башня в Илимске (Спасская, XVII в.) имеет до облама 26 венцов и 6 в обламе; стены рублены «в лапу», т.е. с обрезом концов брёвен. На крыше, весьма пологой, дозорная вышка (с небольшими наблюдательными окошками). К двум стенам башни примыкают крытые балконы.

Башни Якутского острога (1683 год) — одно из грандиознейших древних крепостных сооружений. Главная башня имеет около 40 венцов до облама и в обламе — 7 венцов. Кровли угловых башен епанчевые; одна из них имеет шатровое завершение. От башни до башни — сомкнутый ряд срубов, рубленых четвериками. Башни сильно пострадали в годы гражданской войны.

Во многом похожая на башни Якутского острога, но меньшая по размерам, Вельская «дозорная» башня. Стены её срублены «в обло»; вокруг вышки устроен сторожевой балкон.

Частное зодчество

От конца XVIII и начала XIX веков в Западной и в Восточной Сибири сохранилось несколько старых «рубленых» изб на подклети, образующих общий с нею массивный сруб в 17—20 венцов до потолка, с двускатной, крышей из тёса или, чаще, дранья; таким образом, получается двухэтажное сооружение: верхний этаж — жилое помещение, нижний — «подклеть», с особой дверью, служит в одних случаях кухней, в, других местом хранения хозяйственных вещей. Потолок состоит из широких плах или нередко из круглого «накатника», концы которого закреплены в широких выдолбленных пазах двух противоположных стен, а в середине поддерживаются толстой балкой («маткой»). Сравнительно высокие (2 — 3 метра и более) стены жилой части обычна из толстых неотесанных брёвен. В жилой части, высоко над землей, два, чаще три небольшие окна «на улицу» и одно или два — во двор, иногда с прибавлением «волокового». Незатейливые наличники иногда украшают только «наулочные окна».

Частное зодчество

Частное зодчество в Сибири (изображения перечислены сверху вниз): круглый дом в Красноярске, старинное Илимское крыльцо, крыльцо прирубом, круглый дом в селе Малышевка, пятистенная изба.

Довольно распространённым был тип изб, отличающихся устройством нижней нежилой части: вход сюда не с улицы, а по особой лестнице изнутри избы. Эта часть в таких случаях более низка, хотя носит то же назначение; чаще же всего нижняя часть, уменьшаясь в высоте, принимает вид подполья, которое служит, главным образом, для хранения овощей в зимнее время. Такие избы тоже довольно высоки (14 и более венцов), срублены, как и избы первого типа, «в обло» из крупных сосновых брёвен, иногда из лиственницы, оба ската крыш направлены во двор. Высокое крыльцо, пристраиваемое к продольной (боковой) стене и ведущее к сенцам — довольно большое и представляет собою крытую навесом, окончатую (не застекленную) террасу.

Весьма часто встречается по старинным селениям соединение («связь») двух четырехстенных изб под одной (двускатной) кровлей. Обыкновенно «связываются» старая изба с новой — по мере роста самой семьи или по мере роста её благосостояния. Два совершенно самостоятельные, на некотором расстоянии (2—2,5 метра) друг от друга поставленные, сруба соединяются сенями, давая в результате большую (длиною в 10 и более метров) шестистенную избу. Такие избы почти всегда фасадом ставятся во двор, узкой своей стороной (2,5—4 метра) — в два, чаще в три окна «на дорогу» и состоят из двух равных половин, связанных проходными большими сенями, в которых четыре двери; первая ведёт с переднего двора в сени; против них находится другая дверь, ведущая в задний (скотный) двор; далее двери — направо и налево: одна в жилую половину — «чёрную», обращенную обыкновенно «на дорогу», и другая — в «белую» половину, выходящую во двор и предназначаемую для приёма гостей. В сенях отгораживается место для «казенки» (кладовка, чулан). Чёрная половина делится досчатой «заборкой» (перегородкой), идущей обыкновенно от угла печи к противоположной стене, на избу и куть, белая половина — на горницу и куть (в разных местах они размещаются и называются не всегда одинаково). Кутная заборка — приблизительно 2 метра длиной и почти такой же высоты — не доходит до потолка; она часто раскрашивается масляными красками. Передняя комната в каждой половине делается более просторною чем куть; в ней при входе над дверями — полати, состоящие из досок, настланных на толстую балку, идущую от печи поперек комнаты. Печь топкой («целом») выходит в куть. В узком пространстве между печью и стеною наравне с высотой печи — деревянная пристройка, так называемый гобчик, или голбчик. Под гобчиком — ход по лестнице в подполье. Белая половина имеет то же устройство; разница заключается лишь в лучшем убранстве, да ещё в том, что она, за весьма редкими исключениями, не имеет полок по стенам и полатей.

Иную, более упрощенную и не менее распространенную, архитектурную форму даёт изба-пятистенка, представляющая собою в основе прямоугольный сруб, разделённый капитальной стеной на две части, одна из которых приблизительно вдвое больше другой. Большая часть делится, как любая из половин большой избы, на куть и избу или горницу; меньшая часть представляет собою или колодные сени или, особенно, если есть прирубные сени или «глухое» крыльцо, — жилую комнату, фронтон избы-пятистенки, сливаясь с нижней частью постройки, составляет нераздельное единство. Основу кровли, как и у изб других типов, составляют фронтон («лоб») и строительные быки; верхние концы быков врубаются в шип, а нижние концы укрепляются в слегу, врубленную в верхние венцы сруба; основа обрешечивается слегами, в которые врубаются иногда самодельные, обычно же самородные «курицы» (эта конструктивная часть крыши представляет собою отрубок нижней части ствола молодой ели с отходящим под прямым углом корнем). На загнутых концах держится жолоб, поддерживающий нижний край драниц и в то же время служащий для водостока. Так же кроются амбары, мельницы. Верхние края драниц придавливаются охлупнем; по средине драницы «прошиваются» гвоздями. Линии, очерчивающие «люб» дома, образуют треугольник; все его стороны, если дом крыт тёсом, иногда украшены или резными досками, орнаментированными ромбиками, кружками и т.п., или рельефным карнизом.

Новые дома строятся иногда по типу старинных — с двумя половинами, но окна их шире и выше и числом их больше; лес употребляется сравнительно с прежним — тонкий и рубятся дома «в лапу». Нередко новые дома, одноэтажные и двухэтажные, строятся с четырехскатной крышей (так наз. «круглые» дома), более похожие на городские строения. Окна и карнизы их украшены резьбою, иногда выкрашены краской. Со двора прирубное, с двускатной крышей «глухое» крыльцо. Переселенцы-украинцы в Западной Сибири, Казахстане и в Приморье сохраняют свои хаты.

Церковное зодчество

Памятники деревянного церковного зодчества сохранились, преимущественно, в Восточной Сибири. На ряду с малыми и простыми храмами, представляющими в первооснове избу, немного осложненную пристройками и элементарными украшениями или перестроенную часовню, встречаются церковные здания более сложной архитектуры. Частые пожары уничтожили большую часть этих памятников старины и строительного искусства, и в настоящее время сохранились лишь очень немногие из них.

Церковное зодчество

Киренская надвратная церьковь и Илгинская шатровая церковь.

Распространённым, наиболее древним и наиболее простым видом церковных строений северо-русского происхождения был клетский храм. Типические образцы этого вида церковного зодчества сохранились от конца XVII и начала XVIII века: в Илимске — Введенская церковь (1673 год), представляющая собою два поставленные рядом сруба, из которых восточный несколько выше. Каждый покрыт двускатной крышей. На крыше восточного сруба (клети), небольшой четверик, покрытый «бочкою», повернутый поперёк главной оси здания. Бочка несёт на круглых шейках две «луковичные» главки, обитые чешуею. К этому же типу относятся Илимская, Казанская и Богоявленская церкви в Верхоленске (1718 год); этот же тип был известен в XVII веке и в Забайкалье.

Другим типом старорусских церковных построек, привившихся в Сибири, была шатровая церковь, обычно состоящая из трех частей, главнейшая из которых представляет собою обширный четырехгранник или восьмигранник, заканчивающийся вверху восьмигранной пирамидой в виде шатра; шатер увенчивается небольшим куполом луковичной формы. Единственным сохранившимся до наших дней, правда, в нарушенном виде, образцом является шатровая церковь Илгинская (в селе Знаменском Иркутской области, 1731 год). Шатровые колокольни имели Верхоленская Богоявленская церковь (1661 год), Иркутская Спасская (1684 год) и др.

В некоторых церквах около основного сруба имелись приделы, придававшие зданию крещатый вид. Такова Воскресенская церковь в Верхоленске (1795 год), представляющая законченный тип церковного зодчества XVIII века: он многоярусный, крещатый, многоглавый.

Некоторые церкви, сохранившиеся в Иркутской области от XVIII века, носят характер ярусного храма: двухэтажная церковь в Качуге (1784 год), Бирюльская и др.

Несколько особняком стоят надвратные церкви, «над вратами» монастырских или острожных стен, имевшие значительное распространение в старой Сибири: они были известны от Тобольска до Иркутска. Редкий пример — Предтеченская надвратная церковь в Киренске (1693 год).

Опубликовано 18 августа 2018 г. Последний раз отредактировано 22 августа 2018 г.
Комментарии

У вас есть вопросы или вам есть что сказать? Оставьте свой комментарий здесь!